Макар Добров — хайджи и поэт

2 августа 2011 г. в 19:12

Категория: История

Сквозь пелену времени к нам возвращаются имена многих замечательных представителей хакасского народа, которые по тем или иным причинам пребывали в забвении… О хакасском сказителе, хайджи Макаре Константиновиче Доброве до сих пор никто не написал содержательный научный обзор жизни и творчества. Первой явилась небольшая заметка Валентины Майногашевой, подготовленная для хакасской энциклопедии, и небольшой доклад автора этих строк на III международном симпозиуме “Чатхан: история и современность” в Абакане.

 

Поэтому любые свидетельства о жизни и творческой деятельности известного сказителя, имя которого в пятидесятые — шестидесятые годы не уступало известности прославленного хайджи Степана Прокопьевича Кадышева, открывают новые грани духовной жизни народов Хакасии.

В архиве семьи Семена Константиновича Доброва, известного деятеля культуры, журналиста, редактора областной газеты “Ленин чолы”, хранится редкая фотография. На ней за праздничным столом Семен Константинович, Макар Константинович Добровы, Александр Александрович Кенель и родственницы хозяина в национальной одежде. Эта фотография, по свидетельству Татьяны Семеновны Добровой, дочери С.К. Доброва, сделана в середине сороковых годов прошлого века. Фотография запечатлела момент, когда редактор областной газеты привез композитора познакомиться со своим братом — хайджи. Что мы знаем о них к тому времени?

Вот что пишет Семен Константинович Добров в “Автобиографии”. Семен и Макар родились “в улусе Усть - Камышта (Хакасия) в бедной крестьянской семье. Отец с тех пор, как помнил себя, батрачил у баев. Мать, рано осиротевшая, до дня замужества работала по найму. В нашем роду никто не имел образования. Ольга и брат Роман пасли стада у местных баев, брат Макар — партизанил, в 1921 — 22 гг. возглавлял комитет бедноты в улусе…”. Известно, что их отец, Унас Добров. — обладал даром сказителя. Его красноречие переняли сыновья — Макар и Семен.

Макар Добров родился в 1903 году. В результате тяжелой болезни — оспы — в 1925-м потерял зрение. Однако это не мешало ему, по свидетельству знавших его, оставаться до конца жизни энергичным, подвижным человеком. “Макар Константинович не устранился от работы, — пишет Б.И. Балтер в примечаниях к изданию “Хакасские народные сказки”, где собраны многие произведения, услышанные от Макара Доброва. — Он принимает активное участие в работе общества слепых: был председателем областного совета общества, затем председателем артели слепых, состоял членом колхоза и являлся автивным селькором. Как сказитель М.К. Добров пользуется в народе большой популярностью. Ряд сказаний и сказок, записанных от него, опубликованы. Многие произведения устного народного творчества, записанные от Доброва, хранятся в фондах Хакасского научно-исследовательского института”.

Валентина Евгеньевна Майногашева отмечает, что он был “необыкновенно одаренный поэтически”. Знал около тридцати героических сказаний, из которых записано четырнадцать. Хакасское определение многообразия его языка можно перевести как “бегучий язык”. Он был в определенном смысле блестящий оратор. И в этом таланты братьев сходны.

Однако если младший Семен как журналист и общественный деятель освещал события современности, то его старший брат Макар, как сказитель эпоса, заглядывал в события далекого прошлого. В этом отношении интересны замечания доктора исторических наук Владимира Бутанаева. Он рассказал о своих встречах с хайджи незадолго до его смерти:

— Меня удивила энциклопедичность его знаний о жизни нашего народа. На любой мой вопрос он мог дать ответ. Меня тогда интересовали события 1703 года, связанные с угоном населения в Джунгарию. И он, в частности, назвал даже реку Иртыш, по-хакасски — Иртыс. Этого мне не называл никто — реальные географические приметы. Мне было очень интересно познакомиться с его записями в ХакНИИЯЛИ. Его память была кладезем знаний о своем народе…

Макар Добров знал о далеких временах прошлого. Интересно, например, отмеченное Борисом Балтером упоминание моря в хакасском фольклоре: “Моря бывают черные, белые, красные, синие, желтые, теплые, холодные. Море хакасов имеет исток и устье. Такое представление о море связано с историческим прошлым хакасов… Далекие предки хакасов своими глазами видели море и были поражены огромным, ни с чем не сравнимым обилием воды. Первоначально море фигурировало в “алыптыг нымахах” — героических сказаниях, наиболее раннем жанре устного творчества, а затем перекочевало и в “чазаг нымах” — “пешую” сказку, жанр более поздний. Когда связи с внешним миром прекратились, после нашествия Чингисхана, и предки современных хакасов были заперты в пределах Минусинской котловины, они постепенно утратили правильное представление о море. У моря появились истоки и устье, то есть ему была придана привычная знакомая форма реки…”.

Макар Константинович Добров героические сказания декламировал речитативом, пел под аккомпанемент хомыса. По словам Валентины Майнагашевой, в результате болезни ему было трудно петь хаем (горловым пением), кроме того, исполнять под хомыс считается легче. Чатхан требует более сильного хая.

Отличительной чертой хайджи Макара Доброва являлся богатый поэтический язык. Его племянница Татьяна Доброва вспоминает, что в детские годы ее любимой книжкой была “Красная лисица”, изданная в Абакане в 1960 году на основе сказов М.К. Доброва:

— Я до сих пор помню, как меня привлекал красивый, напевный строй сказания, напоминавший мне “Песнь о Гайавате” Лонгфелло.

Известность Макара Доброва была еще впереди, когда его младший брат, журналист Семен Добров в середине сороковых годов привез к нему в гости композитора Александра Кенеля. Нельзя не сказать, что это была во многом судьбоносная встреча.

Страницы жизни Александра Александровича Кенеля также получают в последнее время более полное освещение. Теперь опубликованы документы, из которых становится ясно, как в результате репрессий блестящий музыкант, композитор, окончивший Ленинградскую консерваторию, с тридцатых годов прошлого века был оторван от признанного музыкального центра и любимого города. С 1942 года он работал в Хакасии. Здесь развернулся его талант композитора, а также собирателя фольклора и песенного творчества. Его работа в ХакНИИЯЛИ, сотрудничество с учеными заложили основу важного пласта современной хакасской фольклористики.

“Несмотря на неимоверные сложности военного времени, отсутствие транспорта, хорошей бумаги, элементарных, даже по тем нормам технических средств, он умудряется проникать в отдаленные улусы, располагать к общению незнакомых людей, по слуху, причем в нескольких вариантах, фиксировать бесценные образчики исполнения местных хайджи и тахпахчи — колхозников и учителей, стариков и менее зрелых и опытных певцов из народа…”, — писал о нем музыкант Леопольд Ревич.

На этом фоне и состоялось знакомство Александра Кенеля с хайджи Макаром Добровым, братом редактора газеты Семена Доброва. История дружбы и творчества хайджи, журналиста и композитора требует отдельного исследования. Скажу только, что она продолжалась до смерти Кенеля (в 1970 году) и была очень плодотворной.

Повторю, в сороковые годы композитор познакомился с ярким представителем хакасских сказителей, что не могло не сказаться на его собственном творчестве. Как написал один из исследователей, благодаря своим взаимоотношениям с хакасскими сказителями “композиторское “нутро” самого Кенеля пропитывается живительной силой народности” (Л. Ревич). Яркое воплощение это нашло, например, в книге А.А. Кенеля “Музыкальное творчество хакасов” (Абакан, 1955).

К концу пятидесятых годов, когда Семен Константинович Добров, работавший в то время заведующим отделом пропаганды и агитации Хакасского обкома КПСС, занят подготовкой и проведением празднования 250-летия, добровольного вхождения Хакасии в состав России, талант его брата Макара Константиновича — сказителя, хайджи, получает всеобщее признание. Известно, что он знал около трех десятков “алыптыг нымахов”, из которых больше половины записаны М. Аршановым, У. Кирбижековой, П. Трояковым, Т. Тачеевым и другими. В пятидесятые годы начались первые публикации.

Не случайно в дни празднования (летом 1958 года) и Кенель, и Добров приняли самое активное участие во всех юбилейных мероприятиях. На музыку Кенеля была поставлена композиция “Песня о братстве”, в которой активное участие приняли многие хайджи, в том числе Семен Кадышев и Макар Добров — два члена Союза писателей СССР.

Скончался Макар Константинович Добров 21 июля 1969 года. Еще в 1955 году в предисловии к изданию “Хакасских народных сказок” ленинградский писатель Борис Балтер писал: “Среди народа есть особо искусные сказители, — мастера устного сказа — хайджи и нымахчы. Большой популярностью в Хакасской автономной области пользуются сказители — члены Союза советских писателей С.П. Кадышев и М.К. Добров. Хайджи и нымахчы являлись собирателями и хранителями народной поэзии”.

Будем надеяться, что и в новые времена память о них будет сохраняться и передаваться потомкам.

 

Алексей АННЕНКО

На снимке: Семен Добров, Макар Добров, Александр Кенель, родственницы Добровых

Оставить комментарий

Тема дня

В «Нью-Йорке» всё спокойно?

В Хакасии проходят прокурорские проверки объектов с массовым пребыванием людей. В первую очередь контролёры пришли в торгово-развлекательные центры.