Ходите в театр, он дает много добра

18 ноября 2010 г. в 18:43

Категория: Культура и спорт

Заслуженный артист Российской Федерации и Республики Хакасия, артист и доцент ХГУ Виктор Федорович Шлык отметил юбилей. 65 лет — время подводить итоги еще не пришло, но это прекрасный повод окинуть взглядом пройденный путь и поделиться с читателями воспоминаниями, размышлениями и мечтами.

– МОЙ путь к сцене профессионального театра начался в поселке Свобода Брянской области, — рассказал он накануне юбилея. — Я часто вспоминаю мою малую родину... Меня “лепила” родная природа: формировала слух и умение видеть, впитывать в себя красоту окружающего мира...
Что такое театр, искусство, сельскому пареньку было неведомо, но он воспитывался на удивительных образцах “народного театра”: например, обыкновенная деревенская свадьба становилась ярчайшим театрализованным представлением. Все эти диалоги, плачи-причитания, веселье, выкупы, встреча гостей — все выглядело так, словно каким-то чудом ты оказывался в прошлом веке.
Он с колыбели слушал пение своей мамы, голос которой был украшением любого застолья — керосиновая лампа гасла, когда она с легкостью брала самые высокие ноты. Ей баритоном подпевал отец, одаренный, глубокого ума и неуемного темперамента человек, простой водитель “полуторки”. Вместе с мамой они представляли великолепную, интеллигентную по духу пару. Видимо, для того, чтобы быть интеллигентным, не обязательно этому учиться (и не всегда можно научиться!), с этим нужно родиться. И родители остались для Виктора эталоном внутренней культуры.
— Я много читал, и при тусклом свете лампы в моем воображении оживали герои романов. Только когда я учился в пятом классе, в деревню провели радио, и с этого момента благодаря передаче “Театр у микрофона” для меня открылся новый мир — мир музыки человеческих голосов.
Оканчивая восьмой класс, Виктор Шлык уже окончательно был заражен “бациллой искусства”: ему хотелось быть одновременно и певцом, и драматическим артистом. Со своей “лесной” грамотой переступил порог Брянского культурно-просветительного училища, но там ему вежливо отказали — не прошел по конкурсу. Поступил в ПТУ, где обучался редчайшей специальности, сравнимой с профессией скульптора: формовщик-литейщик. Любопытно: сама атмосфера училища способствовала развитию не только профессиональных, но и эстетических начал. В этом учебном заведении была великолепно поставлена художественно-воспитательная работа. Ребят бесплатно водили в оперу, на балет, в театр. Театральный кружок в училище вела молодая актриса Лариса Хромова, и воспитанник ПТУ Виктор Шлык играл там Самозванца в отрывке из трагедии “Борис Годунов”, а параллельно занимался еще и в эстрадно-цирковом кружке.
И даже во время службы в армии, в Подмосковье, он продолжил свой художественный ликбез: лучших солдат часто возили в театр на Малой Бронной, во МХАТ. Через год их роту командировали в город Горький, где он начал посещать студию народного театра при Дворце культуры Горьковского автозавода и вечернюю школу. Там же Виктор увидел спектакли Московского театра имени К.С. Станиславского — “Антигона” Ж. Ануя, “Трехгрошовая опера” Б. Брехта, многих звезд советской эстрады, знаменитого артиста цирка Олега Попова с “Парижской программой”. Любил посещать и художественный музей...
— После армии я пошел на радиозавод. И на вопрос кадровика, где собираюсь учиться дальше, гордо выпрямившись, заявил: “В театральном институте!” Кадровик расхохотался, вызвал главного инженера, они посмеялись вместе... И меня взяли учеником токаря экспериментального участка, через три месяца защитил второй разряд. Там, на заводе, я встретил свою будущую супругу, Лидию Константиновну, родственную душу: она работала техником-конструктором, но тоже была “заражена” театром...
В Брянском Доме офицеров был блестящий народный театр. Руководил им бывший главный режиссер областного драматического театра, заслуженный артист РСФСР А.Е. Белявский. Своим профессиональным глазом он увидел нечто в молодом токаре с завода, пришедшем попробовать себя в самодеятельном театре. И вот Виктор уже репетирует Петра в “Мещанах”.
— А очень скоро руководитель предложил мне стать его помощником. И вот тут судьба, которая за руку привела меня к театру, оставила у распутья двух дорог: продолжать работать на заводе, выучиться на инженера и больше не помышлять о карьере артиста или написать заявление об уходе и следовать за мечтой?
И Виктор Шлык использовал свой, такой неожиданный шанс: заведовал постановочной частью театра, выполнял функции администратора, играл роли. А через некоторое время Белявский сам посоветовал ему попробовать силы в профессиональном театре. Каждый год в конце сезона в Москву на “актерскую биржу” со всех театров Советского Союза съезжались режиссеры, директора и актеры, желавшие поменять место работы. С сомнением, не имея за душой ничего, кроме трех ролей на любительской сцене, поехал туда и Шлык и ...был приглашен в город Рубцовск Алтайского края. Вот так сорок лет назад открылся для Виктора Федоровича мир профессионального театра.
С тех пор прошли четыре десятилетия, наполненные бесценным опытом актерской работы... Интересные, незабываемые роли, множество образов, прожитые на сцене чужие жизни.
– КАЖДЫЙ человек — это целый мир, — считает Виктор Федорович, — и я не уставал открывать новые миры. С жадностью копил впечатления. И однажды сделал для себя открытие: театром можно творить чудеса! Ведь еще Николай Гоголь сказал: “Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь. Это такая кафедра, с которой можно сказать миру много добра”...  
Вот уже восемь лет я являюсь доцентом кафедры народно-художественного творчества ХГУ, преподаю театральные дисциплины.
В свое время по инициативе профессора, доктора филологических наук А.Л. Кошелевой Виктор Федорович преподавал студентам-филологам ХГУ историю театра. В перестроечное время трудился над речью будущих дикторов-комментаторов и подготовил три выпуска. Тогда по окончании обучения ребята даже получили “корочки”. И до сих пор институт филологии охотно сотрудничает с Виктором Федоровичем как со специалистом истории театра и преподавателем техники чтения. Сегодня он член лаборатории лингвокультурологической коммуникации под руководством доктора филологических наук И.В. Пекарской.
Правда, студенты долго приглядываются к своему учителю, с трудом познают новый для них материал, размышляют, а нужно ли им это вообще? И только позже осознают, насколько этот предмет для них важен. Но наставник уверен: люди, серьезно относящиеся к своей “публичной” профессии, непременно продолжат работу самостоятельно, а нужное направление они получили. Ведь все специалисты гуманитарных направлений — это “публичные” люди, и театр может дать им навыки общения, поведения “на людях” и умения владеть собой.
Стремясь к своей давней мечте возродить в стенах университета настоящий студенческий театр, Виктор Федорович создал театр монолога “Белый рояль”. Этот проект несколько отличается от традиционного театра: здесь на равных правах исполняются и монологи из классической драматургии, и звучит живая музыка великих композиторов, исполняемая на рояле.
— “Белый рояль” — это мое детище, за которое я радею и делаю все возможное, чтобы оно росло и развивалось, — признается Виктор Шлык. — театр уже успешно выступал в художественной школе, в краеведческом музее (“Ночь в музее”), в республиканской библиотеке, в картинной галерее. Об успехе театра, взявшего “салонное” направление, говорят и отзывы прессы.
— Я мечтаю, — говорит он, — чтобы театральному искусству ребят учили с детского садика. Ко всем прочим навыкам они приобретут знания в области мировой культуры и искусства, которыми должен обладать любой человек. И я хочу, чтобы в театры ходило больше людей, как можно больше! Театр с людьми творит чудеса! Театр — это кладезь совершенства человеческого. Он несет много добра.

Ольга КЛЮКАС, студентка ХГУ им. Н.Ф. Катанова

Оставить комментарий

Тема дня

В «Нью-Йорке» всё спокойно?

В Хакасии проходят прокурорские проверки объектов с массовым пребыванием людей. В первую очередь контролёры пришли в торгово-развлекательные центры.