Звучит!

10 января 2012 г. в 10:33

Категория: Культура и спорт

Так часто, как за последний год, словосочетание “мировая знаменитость” в местной прессе уже давненько не употреблялось. И каждый раз эта самая мировая знаменитость не просто давала концерт, а совершала небольшую культурную революцию республиканского масштаба. Не в последнюю очередь благодарить за доставленное удовольствие стоит организаторов проекта “Галерея звезд”, который успешно реализован Хакасской республиканской филармонией. Под Новый год нас ждет настоящий оперный фейерверк.

 

Увертюра. О былом

 

Сегодня гала-концерт дадут две оперные певицы, заслуженные артистки России, которые известны не только в нашей стране, но и за рубежом. Это Татьяна Павловская и Ирина Макарова. А оркестром нашей филармонии будет дирижировать еще одна интересная личность — британец Джулиан Галлант.

Татьяна Павловская, которая уже приезжала в Хакасию на юбилей республики, с теплом вспоминает прием, удивительную природу, богатейшую духовность и открытые сердца и души наших зрителей. А также наш оркестр.

— Чудесные музыканты, — отметила Павловская. — Они великолепно справились с программой, которую мы предложили слушателям. Сейчас мы так же им доверяем и находимся в ожидании предстоящего концерта.

Нельзя было не вспомнить, что тогда Татьяна выступала с Хосе Каррерасом, а значит, и не спросить, когда же состоялось знакомство.

— Я знакома с ним очень давно, — улыбается Татьяна, имея в виду, что такую фигуру в оперном мире, конечно, невозможно было не заметить, — а он со мной познакомился много позже. Я неоднократно сотрудничала с его ближайшим другом и коллегой Пласидо Доминго — занималась с ним, выступала под его дирижированием, участвовала в его гала-концертах. По рекомендации Доминго, предложению нашего продюсера и правительства Хакасии этот концерт стал возможен.

Певица говорит, что Каррерас — очень воспитанный, деликатнейший человек, корректный в общении, полный аристократизма в самом лучшем смысле слова, а еще он удивительно комфортный и внимательный партнер. И настоящим феноменом она считает то, что этот гениальный певец умудряется сохранять прекрасную вокальную форму. “Несколько дней назад я была на его сольном концерте в Москве, — делится впечатлениями Татьяна Павловская. — Хосе Каррерас звучит как совершенно молодой яркий тенор со свежим голосом”.

 

Картина первая. Родилась, как ария

 

Удалось узнать немного о жизни дивы. Оказывается, петь она начала… в один год, а о том, что хочет быть оперной певицей, объявила родителям в шесть лет. Свой первый инструмент — пианино — тоже выбрала сама. В пять лет. И отца привела в музыкальную школу.

— Позже я поняла, что хочу быть не просто певицей или пианисткой, а музыкантом, — подчеркнула Павловская. — Это человек, который разносторонне образован, который не только знает музыку, но и понимает, из чего она состоит, как сочиняется. Я очень интенсивно сочиняла музыку в детстве, кстати, и свою дочь я тоже отдавала композитору, чтобы она понимала основы.

В ее жизни было и дирижирование, но к 14 годам Татьяна окончательно определилась с профессиональным путем — вокал. Прекрасные педагоги, талантливые сверстники отмечали ее творческий путь до высот примадонны Мариинского императорского театра:

— В моем репертуаре более 40 ролей, и это все ведущие героини: комедийные, лирические, героические. Яркие женские образы: страдающие, любящие, ищущие, потерянные и приобретающие, умалишенные, блаженные, но в русском ключе — уходящие в возвышенное состояние. Я думаю, ни одна из них не устарела и не устареет.

 

Картина вторая. Русская душа англичанина

 

Джулиан Галлант — не только британский режиссер, но еще и директор Пушкинского дома, центра русской культуры в Лондоне. Всю историю своей любви к нашей культуре он рассказывать отказался, с улыбкой сославшись на то, что она очень длинная. Но и деталей хватило, чтобы счесть ее интересной.

Все началось, конечно, с русской музыки. Она уже давно стала достоянием всего мира, и однажды завоевала сердце Галланта. Потом он принялся узнавать больше о русской литературе, театре — система Станиславского, как ни крути, завоевала весь мир. В 1998 году создал камерный оркестр из русских музыкантов, живущих в Лондоне. На его концертах, кстати, бывали и члены королевской семьи. А с российскими оркестрами Джулиан начал работать в 2000 году. Тогда в Тольятти он стоял перед 90 музыкантами, которые сами еще не знали, что получится из этого, но получилось хорошо. Позже такой опыт работы он повторял с другими оркестрами, в других городах.

Но настоящая русская душа его — наверное, это жена Ольга. Родом из Краснодара, кубанская казачка, она стала прекрасной пианисткой. Судьбоносная встреча состоялась в российском посольстве в Лондоне. У англичанина теперь есть русская жена, множество русских друзей и небольшие познания в нашем языке.

И еще чуть-чуть о Пушкинском доме. Эта удивительная организация, по словам Галланта, не зависит от политики и объединяет под своей крышей и литературу, и музыку, и театр. Там же около 400 человек обучают русскому языку.

— Мы стараемся показать Россию такой, какая она есть, — отметил зарубежный гость. — Не такой, какой ее представляют или должны представлять люди, а реальную, со всем богатством российской культуры.

 

Интермеццо. Ангел в кимоно

 

Женщина на сцене — не меньше женщина, чем на улице, а может, даже больше. Татьяна Павловская призналась, к примеру, что ей нравится красиво одеваться.

— На концерте я явлюсь перед вами в очень необычном костюме, который мы специально готовили к выступлению в Токио, — призналась певица. — Мы давали “Военный реквием” Бриттена. В Японии, вы знаете, очень внимательное отношение к совпадению формы и цвета, к балансу. Передо мной стоял вопрос, в чем же выступать, поскольку мне досталась роль Ангела. Мы даже консультировались с нашим чрезвычайным уполномоченным послом и выбрали цвета: золотой и лиловый. Золотой — это цвет небес, лиловый — цвет принадлежности к королевской семье, дань уважения императору страны, в которой я нахожусь. Сшили стилизацию кимоно, и костюм стал жемчужиной моей коллекции. Эти крылья-рукава...

 

Картина третья. Дуэт об опере

 

Татьяна Павловская уверена, что к этому виду искусства в нашей стране интерес не утихает.

— Я никогда не видела пустых залов оперных театров в России, — признается примадонна. — Мне кажется, у нас есть эта традиция — обожание оперы и отношение к ней как к элитарному виду искусства. Наша страна, как никакая, высокодуховна. Учиться в начальной музыкальной школе едут сюда, поскольку закладывается база любви к музыке, ее понимания.

И проблема не в отсутствии интереса у зрителей, а в недостаточной образованности спонсорского класса. Как известно, в мире опера существует на пожертвования, и у нас это нужно развивать. Британский взгляд на такие вещи несколько отличается.

— Некоторые люди думают, что столетия назад каждый зал был полон каждый вечер, но это неверно, — утверждает Галлант. — Музыку всегда очень трудно донести до публики. И сейчас, 300 лет спустя, аншлаг соберут хорошее звучание, представление, энергия мастеров.

Джулиан уточнил, что исполнителям необходимо быть максимально открытыми, чтобы донести музыку до людей. К примеру, когда он с оркестром дает концерты в школах, иногда даже в бедных школах, где классику слышат в первый раз. А вообще интерес к живой музыке стал расти, особенно в Великобритании.

 

Завершающая картина. Речитатив-феерия

 

Но что об опере разговаривать? Ее же слушать надо! Сегодня на сцене драматического театра имени М.Ю. Лермонтова и состоится гала-концерт, ради которого приехали гости. Кстати, обещают самые интересные, красивые, мелодичные, самые роскошные арии из мирового оперного репертуара. Уникальность состоит в том, что обычно в концерте такие интенсивные арии подряд не ставят.

— Мы сделали такой гала-концерт двух примадонн и нашего любимого дирижера из совершенно шедевральных произведений, чтобы доставить вам большое удовольствие, чтобы вы испытали тот восторг, любовь к опере, которую мы испытываем, чтобы вы ощутили чувство большого оперного праздника, и предновогоднее настроение еще больше подпиталось этой энергией, — с воодушевлением рассказывает Татьяна.

А как же у самих исполнителей с новогодним настроением и годовыми итогами?

— Я испытал радость от творчества великих музыкантов и встретил Рождество в обществе Татьяны — это очень хорошее завершение года, — признается Галлант. — Также я получил удовольствие, наблюдая, как мой сын взрослеет. Ну и экономические трудности, с которыми столкнулась Европа, оставили свой след. Вот такая смесь. Но это жизнь!

— Мой год был очень удачным в творческом отношении, — в свою очередь говорит Павловская. — У меня были многочисленные интересные проекты — как концертные, так и постановочные, с крупными режиссерами и дирижерами. Я полна планов на будущие годы, в данный момент я загружена работой по изучению шести ролей, значимых для меня и моей карьеры.

Также в этом году моя дочь поступила в музыкальное училище, очень удачно, она прошла первым номером без моей принципиальной поддержки. Вчера сдала свой первый экзамен по специальности на пять баллов.

И хотела бы сказать об одной из постановок 2011 года — опере “Чародейки”, где я опять встретилась с мой любимой партнершей Ириной Макаровой. Я считаю ее совершенно уникальной певицей, жемчужиной нашей оперной культуры. При жизни Ирины Архиповой и Мстислава Ростроповича она была их любимицей, ее очень поддерживали, опекали, помогали в воспитании как певицы. Ирина Макарова — обладательница уникального меццо-сопрано, удивительного тембра, очень богатого своими обертонами и возможностями, у нее колоссальный диапазон. Кроме того, она очень глубокая актриса. Я решила, что концерт 28 декабря Ирина как никто сможет представить на должном уровне и достичь эффекта оперного фейерверка.

 

Вера КОЗИНА

Фото Александра КОЛБАСОВА

Оставить комментарий