Вкус к жизни и путь к успеху

12 января 2016 г. в 18:17

Категория: Общество

«Учитель подобен алмазу, а его работа настолько многогранна, насколько опытен и профессионален педагог. И чем больше граней — тем интересней и плодотворней занятие...»

Так презентовала себя на республиканском, а затем и на ежегодном всероссийском конкурсе «Учитель года — 2015» Татьяна Колупаева, учитель истории и обществознания абаканской средней школы № 30. И хотя «Хрустального пеликана» — награду в конкурсе, признанном повысить престиж труда учителя, — Татьяна не привезла, опыт и знания, полученные ею, переоценить невозможно.

Конкурсная траектория

— Я работаю в школе уже 11 лет, — рассказывает Татьяна Олеговна. — И все эти годы активно участвую в конкурсном движении. Моя профессия даёт уникальную возможность постоянного развития: ведь меняются стандарты, законы, разрабатываются новые методики преподавания, исчезают и появляются какие-то вопросы в КИМах на ЕГЭ. И чтобы максимально эффективно подготовить своих учеников к экзаменам, чтобы они знали, понимали мои предметы да и просто разбирались в правовых вопросах в повседневной жизни, мне необходимо не только повышать свою квалификацию, постоянно читать, изучать новшества, но и знакомиться с опытом других учителей и делиться своими наработками. Чему максимально способствуют конкурсы, проводимые на разных уровнях: городские, республиканские, всероссийские.
Недавно мне посчастливилось попробовать свои силы в конкурсе, который проходил в сентябре-октябре в Казани — городе победителя всероссийского конкурса «Учитель года — 2014». Своими разработками и методиками делились настоящие мастера, соревноваться с которыми сложно. Однако участие в конкурсе для меня оказалось счастьем, открытием и откровением. Счастьем стало общение с самыми передовыми учителями, профессионалами с большой буквы. Открытие — в осознании своих возможностей. Откровение — в уникальном опыте коллег.
На этом моё участие в конкурсном движении не закончено, вот отдохну немного и буду снова пробовать свои силы. В этом году — в качестве наставника новых конкурсантов от Хакасии, а через год-два, возможно, вновь попробую выйти на общероссийский уровень. А пока надо навёрстывать пропущенные из-за конкурса занятия. Но мы всё успеем!

Современные ученики: курс — на самостоятельность

Ученики Татьяны Олеговны оценивают её как требовательного, неравнодушного и неординарного педагога. «Вы рассказываете тему каждый раз, как в первый», — удивляется один из них. «На ваших уроках всегда есть о чём поразмышлять, что узнать и открыть для себя», — признаётся другой. «После ваших занятий и консультаций не нужен репетитор, вполне реально успешно сдать ЕГЭ», — констатирует третий.
— Сегодня подготовка к ЕГЭ — довольно сложна как для учителя, так и для ученика, — говорит Татьяна Колупаева. — Ещё год назад, например, у некоторых учащихся была возможность набрать необходимые баллы за счёт тестовой части КИМов, в этом же году её убрали из экзамена. Отныне случайное попадание — нереально. Знание понятийного аппарата, дат по истории, умение анализировать жизненные ситуации и разбираться в основах российского законодательства по обществознанию — вот что нужно для успешной сдачи экзамена. Моя задача, как учителя, сложна и тем, что у ребят ещё нет необходимого житейского опыта, многим не хватает самостоятельности — ведь как ни крути, а абсолютно все знания педагог просто не в силах дать. Многое ученику нужно осваивать самому, перелопачивая массу учебной, дополнительной научной и даже художественной литературы. Моя цель — не столько выдать детям необходимый учебный материал, сколько вселить в них уверенность, веру в свои силы и возможности, показать, что запомнить огромное количество дат и событий — вполне достижимо и несложно. А ещё — научить их думать, размышлять, анализировать всё, что с ними происходит.
Сегодня от учеников, с одной стороны, требуется повышенная самостоятельность в приобретении знаний, с другой — они в силу возраста очень зависимы от оценки своего учителя, требуют опеки и постоянного внимания старших. Наверное, поэтому современным детям учиться сложнее, чем когда-то нам, — признаётся Татьяна Олеговна. — Им и профессию приходится выбирать слишком рано, чуть ли не с пятого класса. Таковы реалии нашего времени, и к ним приходится приспосабливаться и им, и нам, учителям.

Путь к профессии

Татьяна с детства мечтала быть учителем. Правда, сначала она видела себя словесником. Любовь к литературе и знание грамматики русского языка не оставляли сомнений, куда поступать после школы. Но в 8-м классе через интерес к мифологии вдруг пришла любовь к истории...
Мама — бухгалтер, папа — слесарь-автоматчик локомотивного депо. Они всегда давали свободу выбора, приучая дочь к самостоятельности. Единственный вопрос, который надо было решить сообща, — куда поступать. Уроженка Ужура, исходя из расстояния, могла выбрать как Красноярский, так и Хакасский государственный университет. Побывав в обоих городах и вузах, Татьяна отдала предпочтение столице Хакасии.
— Абакан мне показался очень уютным, а Хакасский гос­университет — домом родным, — признаётся она.
Поступив в институт истории и права на специализацию «Всеобщая история» в 1999 году, Татьяна окончила обучение в 2004-м. Годы студенчества вспоминает как полное погружение в учёбу, волнения перед сессиями, прогулки с друзьями по Абакану — теперь уже по-настоящему родному. Она до сих пор испытывает благодарность к педагогам института. «В России всегда происходит то, чего не может быть», «Если вы сможете меня переспорить, я приму вашу точку зрения» — эти фразы любимого преподавателя Виктора Яковлевича Беккера Татьяна вспоминает с удовольствием. В её памяти живы лекции по XX веку и то, как заворожённо, боясь пропустить важное, студенты слушают преподавателя. Памятны и занятия у Юлии Владимировны Шаляевой по истории средних веков и христианству:
— Меня всегда поражали и энергичность, и быстрота Юлии Владимировны. Казалось, её энергия неиссякаема и заряжает всех нас. По-моему, это высший пилотаж, когда педагог, залетая в аудиторию, с ходу, без бумаг встаёт к кафедре и начинает лекцию. От этого материал становится живым и осязаемым.
Получив диплом, Татьяна пришла в абаканскую школу
№ 30. Здесь успешно работает и сегодня, с ней связывает своё будущее:
— Для меня нет ничего уютнее нашей школы. Ученики очень разные, интересные, а коллеги — знающие, дружные. Важно — приходить на работу и чувствовать себя нужной, необходимой.

Фэнтези, вязание и гонки на велосипеде

По-настоящему увлечённая своей работой, Татьяна находит время ещё и для нескольких хобби, которыми занимается с упоением и полной отдачей. Это и чтение фэнтези (среди любимых авторов называет Дравина Садова), и катание с друзьями на велосипедах, и фитнес, и вязание крючком (ажурные салфетки, воротнички, палантины получают в подарок коллеги, родные и близкие Татьяны), и даже вышивка крестиком и гладью.
Бешеный ритм жизни для Татьяны норма.
— Не люблю строить планы. Стараюсь жить сегодняшним днём, не заглядывать вперёд и наслаждаться каждым моментом настоящего. Ведь планирование само по себе — это некая обязаловка, убивающая интерес к жизни, работе. А я люблю получать от жизни сюрпризы... — говорит она. — Мне кажется, настоящее движение к росту, развитию — это не когда ты планомерно рассчитываешь свои шаги вперёд, а живёшь здесь и сейчас, выкладываясь по полной. В этом — вкус к жизни, её смысл и начало пути к успеху в будущем.

Наталья ЖУКОВА, Абакан

Оставить комментарий

Тема дня

В «Нью-Йорке» всё спокойно?

В Хакасии проходят прокурорские проверки объектов с массовым пребыванием людей. В первую очередь контролёры пришли в торгово-развлекательные центры.