Про четыре четырки и две растопырки

2 февраля 2016 г. в 18:58

Коллаж Ларисы БАКАНОВОЙ

Категория: Общество

Недавно на одном из федеральных интернет-сайтов нашла любопытную информацию: Валентина Матвиенко, спикер Совета Федерации, в пух и прах раскритиковала качество школьных учебников.

— Сейчас я прочитаю вам загадку для первого класса по предмету «Окружающий мир», попробуйте её отгадать, — предложила она министру образования России на «правительственном часе». — Четыре четырки, две растопырки, седьмой — вертун. Что это?
Догадаться Дмитрий Ливанов, понятное дело, не смог. «Из ответа, приведённого в этом же учебнике, следует, что это корова», — удивила собравшихся Валентина Матвиенко. И попросила министра усилить контроль за качеством школьных пособий. Вслед за нею корреспонденты газеты «Хакасии» тоже решили вспомнить «школьные годы чудесные» и сели за книги.
— Обратите внимание на саму стилистику загадки: «четырки», «растопырки». Это недопустимо... — говорит преподаватель Абаканского педколледжа Наталья Чудаева.
Впрочем, современные учебники Наталью Леонидовну уже давно не удивляют. В педколледже она работает восьмой год, до этого 12 лет трудилась в школе учительницей русского языка. Когда писала диссертацию на соискание учёной степени кандидата педагогических наук, пришлось сопоставить многочисленные школьные пособия с профессиональными.

— Давайте откроем учебник по русскому языку для первого класса (программа «Перспективная начальная школа»), автор — Наталья Чуракова: «Однажды рано утром, когда Маша и Миша спали, в окно им постучал Говорящий Ворон. Он мрачным голосом сообщил, что ночью Лесную Библиотеку захватила злая волшебница Анишит-Йокоп. У неё есть помощники — Асырк и Торк.
— А как же мы поможем обитателям Волшебного Леса? — с отчаянием спросил Миша.
— Вам поможет моя родственница — Летучая Мышь. Очень образованная...»

Страница за страницей, на протяжении четырёх лет обучения русскому языку в начальной школе лучшими друзьями детей помимо Маши и Миши будут Анишит-Йокоп, Асырк, Торк, Говорящий Ворон и Летучая Мышь.
— Это первый класс, дети только-только учатся читать. Какая Анишит-Йокоп! Тут не каждый взрослый-то выговорит это, — недоумевает Наталья Чудаева.
При внимательном прочтении становится понятным: на самом деле их зовут Покой-Тишина, Крыса, Крот. Но неужели нельзя было придумать других героев, попроще, позитивней, что ли. Детям в этом возрасте хочется смотреть на красивые картинки, а не на мрачных чёрных летучих мышей, ворон, крыс...

Ещё пример из этого же учебника:
«Где ты, Лисонька, гуляла,
Что ты, Лисонька, видала?
Я гуляла на лугу,
Увидала там ЛЯГУ...
Забралась в лесную глушь,
Там увидела ЛЯГУШ...»
— Автор стихотворения — Сапгир, — комментирует Наталья Чудаева. — В учебнике вы не найдёте ни одного стихотворения Пушкина, Лермонтова, даже Маршака. Видимо, раз программа современная, то и авторы такие же.

Зато есть задания, которые не соответствуют возрастным особенностям учеников. Читаем дальше. Страница 62-я: «Под ударением пиши ЖИ, ШИ, ЦИ — с буквой И; ЖЕ, ШЕ, ЦЕ — с буквой Е. Слова исключения: ЦЫЦ, ЦЫГАНКА, ЦЫПЛЁНОК, НА ЦЫПОЧКАХ» — гласит правило.
— А как же, к примеру, «молодцы», «храбрецы»? В учебнике нет и намёка, что это правило касается корней слов. Только вот корни и приставки дети начнут изучать во втором классе. Слова-исключения вообще тема пятого класса. И таких несоответствий в учебнике много, — резюмирует наш эксперт.
На титульном листе этого издания красуется надпись: «Лауреат Главной Премии 2006 года за лучшую работу в области науки, технологии и образования». Можно возразить: учебник — лишь инструмент, и многое зависит от учителя. Если с педагогом повезло, он даже на неточностях и ошибках может построить урок, так называемую «работу над ошибками». Правда, бывает это не всегда.
У Марины Захватовой из Черногорска трое детей, один из которых школьник.
— Решаем с сыном задачу для второго класса. Проходят умножение, — вспоминает мама. — Задача: сколько танцевальных пар могут составить между собой пять мальчиков? Мало того, что слабо представляю себе танцевальную пару мальчиков, так ещё и решение, которое предлагалось учителем, неправильное. Решали они так: каждый из пяти мальчиков может составить себе четыре пары, и умножали 5 на 4. Получилось, что 20. Доказываю учителю, что пар может быть только 10. На что получаю ответ: если ребёнок понял ОБА варианта решения, то это хорошо. Какие тут два варианта?!
Но ещё хуже, когда ошибки закрадываются в самые базовые знания — из учебников. Сборником вредных советов может оказаться для школьников учебник биологии Александра Драгомилова для восьмого класса. Вот какие «рекомендации» даёт автор в случае возникновения ожога: «...промыть холодной водой, протереть спиртом или марганцовкой». То есть дожечь, что не дожгли. А по учебнику обществознания для восьмого класса под авторством Анатолия Никитина школьники должны были разбираться, как связаны человек и общество. Но сейчас сам учебник разбирают эксперты. Постранично. Первый же параграф первой главы — скандал. Вообще-то такому в школе не учат: «Представьте себе человека, с раннего детства страдающего серьёзным психическим заболеванием. Он не способен к учению, труду, созданию семьи. Он не является личностью...» Из-за разгоревшегося скандала издательство «Дрофа», которое выпустило учебник, приостановило его продажу.

Недовольство экспертной комиссии разделяет и родительская общественность. Вот только папам и мамам удалось обнаружить намного больше ляпов, ошибок и недоразумений в учебниках. Своими находками они регулярно делятся в социальных сетях: «Прилетели два чижа, два стрижа и два ужа. Сколько стало птиц всего возле дома моего?»
— Птиц-то четыре, но вот сколько из них село возле дома — не очевидно, — иронизирует интернет-пользователь Павел Бескрайних.
Он же приводит ещё пример: «У мамы дочка Даша, сын Саша, собака Дружок и кот Петушок. Сколько детей у мамы?» (Учебник математики выпущен издательством ЭКСМО-Пресс в 2002 году).

А вот уже известная нам (!) программа «Перспективная начальная школа». Сказка из учебника по литературному чтению, первый класс:
«Летела швабра.
— Мама, — спросил Коля, — а разве швабры летают?
— Нет, конечно, — ответила мама. И швабра упала.
Вопрос: почему летела швабра и почему она упала?».
Дальше на странице 43-й появляется крайне необычная вещь — чайник на колёсиках. Надо описать, какое у него настроение. А на странице 46-й задание сформулировано следующим образом: «Почему юле кажется, что она сошла с ума? Сравните чувства юлы и телефона». После того, как предлагают «нарисовать шелест листьев, пение лягушки, звон крыльев комара» окончательно теряю чувство реальности!

В голове одна мысль: «Слава богу, что я уже окончила школу». Чего не могу с уверенностью сказать об авторах всех этих учебников.

Мария БАНЬКОВА

Оставить комментарий

Тема дня

В «Нью-Йорке» всё спокойно?

В Хакасии проходят прокурорские проверки объектов с массовым пребыванием людей. В первую очередь контролёры пришли в торгово-развлекательные центры.