Тернистый путь в артисты

23 марта 2016 г. в 16:37

Фото Антона Литвиненко

Категория: Культура и спорт

Ох уж и талантливы эти Топоевы! Потому и горжусь тем, что я с ними одного сеока (рода). Вот посудите сами: художник Андрей Топоев, артист, драматург Юрий Топоев, писатель, журналист Илья Топоев. А взять заслуженных артистов Хакасии Валерия Топоева, Клавдию Топоеву.

Они из славного театра «Читiген», который совсем скоро отметит знаковый юбилей. В отличие от заслуженного-презаслуженного коллеги Клавдия Ивановна недавно была удостоена этого высокого звания. Да, долгим, извилистым и тернистым оказался её путь к признанию. 

Учась в Арбатской школе, что в Таштыпском районе, Клава, наверное, и не думала о профессии артиста. Ученица-хорошистка, она в школьном хоре пела, даже солировала, но не более того. Среднюю школу оканчивала в Полтакове.
— А раньше ведь как было, помнишь? Повсюду из выпускников сельских школ начали создавать комсомольско-молодёжные коллективы, — вспоминает Клавдия Ивановна. — Парни становились скотниками, девчонки — доярками. Только всё это искусственно делалось. Ведь человек, считаю, с рождения предрасположен быть, например, учителем, или врачом, или строителем... И тот, кто угадал своё предназначение, — счастливый человек, и труд ему в радость.
Сама Клавдия не сразу нашла своё призвание. В Полтакове поработала и старшим кладовщиком, и начальником местного почтового отделения. В Абакане продолжила свой трудовой путь в бухгалтерии областной больницы. Что, впрочем, не мешало ей ходить в ансамбль «Чон кöглерi», где пела хакасские, русские, алтайские, тувинские песни, участвовала в импровизированных танцах. И даже съездила в Улан-Удэ на международный фестиваль «Байкал — жемчужина мира», где ансамбль стал дипломантом.
Окончив же Абаканское музыкальное училище, сменила работу — стала методистом Дома культуры.

— Но в один прекрасный день ко мне пришли Геннадий Тодышев и Самсон Артонов из недавно созданного театра «Читiген». И давай уговаривать меня стать актрисой, — продолжает рассказ Клавдия Ивановна. — Не знаю, кто надоумил их, может, режиссёр Василий Иванович Ивандаев, а может, и сами проявили инициативу. Ведь Самсон Иванович, актёр, — мой земляк, тоже из Арбатов.
Клавдия Топоева особо не раздумывала, и в 1990 году, 4 декабря, стала актрисой этого театра. А заодно и администратором, бухгалтером, помощником режиссёра.
— Почему бухгалтером? — переспрашивает собеседница, которую я давно знаю. — Да потому, что у меня и специальность такая была, и опыт работы... А вспомни 1990-е годы? Зарплата мизерная, да и её не дают, а у меня в банке знакомые работали, для нас деньги находили.
Директора у нас часто менялись. Теперь вот, слава Богу, уже который год «Читiген» возглавляет Виталий Николаевич Канзычаков: он и директор, и художественный руководитель театра. На мой взгляд, будь в своё время он нашим руководителем, «Читiген» имел бы уже своё здание.

Менялись часто и режиссёры. После Василия Ивандаева спектакли ставили Василий Соколов, Михаил Топоев, итальянец Андреа Бенальо, сейчас по договору работают Андрей Асочаков, Юрий Майнагашев.
Клава с благодарностью вспоминает Соколова: тот, оказывается, буквально заставлял артистов ходить на ипподром, в бассейн — для совершенствования своего тела, в библиотеку — для развития ума и души. Мне удалось посмотреть один из его спектаклей — «Власть тьмы». Оригинальная постановка, в которой Клавдия Топоева исполняла роль Матрёны, шла на ура.
— Но больше всех мне до сих пор нравится роль Ай Арыг по одноимённой пьесе Юрия Топоева, — признаётся актриса. — Этот спектакль стал лауреатом конкурса «Волшебные кулисы».
Автор пьесы Юрий Топоев в своё время так оценивал потенциал актрисы: «А Клаве и помогать ничем не надо. Она сама дойдёт до сути роли и сыграет как надо». А вот что сказал о её игре композитор Анатолий Токмашев: «Она создала образ хакасской женщины». И эта краткая оценка очень точна.

...Люблю я этот театр. Может, даже из-за того, что посчастливилось участвовать при его создании, болеть за них на первых спектаклях, а затем и писать о них. Радует, что в «Читiгене» сохраняются традиции, заложенные его создателем и первым режиссёром Василием Ивандаевым, первыми артистами Юрием Топоевым, Игнатом Кайдачаковым, Георгием Сагалаковым, Валентиной Тюкпеевой, Фаиной Боргояковой... Вот и Клавдия Топоева с большим уважением отзывается о них.
Доброжелательность, искренность, взаимовыручка, постоянная работа над самим собой, совершенствование своего мастерства — это всё «Читiген».
Клавдия Ивановна с благоговением говорит и о великих, не побоюсь этого слова, артистах своего времени: о Владимире Чустееве, Даниле Анжиганове, Анатолии Щукине, Дмитрии Килижекове. В настоящее время она старается равняться на таких мастеров сцены, как Гульфия и Виктор Коковы, Анна Туртугешева, Алиса Кызласова, и других «питерцев». И очень благодарна своей семье за поддержку.
Теперь Клавдия Топоева уже сама является примером для молодых артистов. И в своей работе она по-прежнему придерживается двух истин. Первая: «Артист не выходит на сцену лишь тогда, когда мёртв», вторая: «У совершенства границ нет».

Олег ШУЛБАЕВ, Абакан

Оставить комментарий

Тема дня

В «Нью-Йорке» всё спокойно?

В Хакасии проходят прокурорские проверки объектов с массовым пребыванием людей. В первую очередь контролёры пришли в торгово-развлекательные центры.