Резкое падение цен на шубы оказалось признаком массовой контрабанды

23 ноября 2016 г. в 11:11

Фото из открытых источников

Категория: В России

Роспотребнадзор проводит массовые аресты – и не кого-нибудь (чего-нибудь), а шуб из натурального меха. Результатом подобных мероприятий стало двукратное падение цен на шубы, что наверняка сильно порадовало слабую половину человечества. Однако сама ситуация с шубами обнажила гораздо более серьезную проблему, характерную для российской экономики в целом.

Цены на шубы в подмосковных магазинах снизились в два раза из-за проверок Роспотребнадзора, связанных с введением электронной маркировки меховых изделий, рассказала глава надзорного ведомства Анна Попова. «Шубы в Подмосковье подешевели в два раза из-за всей системы, которая вводится, наших проверок в том числе», – цитирует ее ТАСС.

  «Это, скорее всего, связано с желанием продать товар, который не маркирован. Любой ценой его сбыть, чтобы выйти в деньги, и не иметь его на руках во избежание дальнейших проблем»

По изъятым шубам в настоящее время ведутся судебные процедуры, после чего изделия будут переданы в Росимущество, которое решит, что с ними делать дальше. В ответ на предложение раздать конфискованные шубы бедным Попова сказала: «Мы обсудим».Дело в том, что в октябре Роспотребнадзор провел массовые проверки в поисках нелегальных меховых изделий на крупнейших столичных мелкооптовых рынках. Например, в начале октября проверки прошли в крупных торговых центрах Москвы – ТЦ «Новочеркизовский», ТК «Коньково» и ТЦ «Золотой Вавилон», где в продаже были обнаружены изделия из натурального меха без маркировки контрольными знаками. Арестовали более 300 меховых изделий на 7 млн рублей. Всего по итогам проверки было арестовано более 1000 меховых изделий на 40,1 млн рублей.

Проверки стали вторым шагом в борьбе с серым рынком шуб – с нелегальным ввозом, ввозом товара по заниженной таможенной стоимости и контрафактным производством в России. Первым является запуск пилотного проекта по электронной маркировке контрольными идентификационными знаками (КИЗ) одежды из натурального меха (норки, нутрии, песца или лисицы, кролика или зайца, енота, овчины), который стартовал в России в апреле этого года.

Контрольный идентификационный знак (КИЗ) предназначен для персонификации каждой единицы товара, защищая ее от дублирования и повторного использования. Он содержит в себе всю «родословную» товара – что за мех, откуда товар ввезен и т. д. КИЗ существуют двух видов – для импортных изделий (красного цвета) и для отечественного (зеленого цвета).

Несколько месяцев участие в этом проекте было добровольным, однако с 8 сентября электронная маркировка шуб стала обязательной. Как ожидают в правительстве, вывод «серого» меха из тени будет приносить бюджету до 14 млрд рублей ежегодно. Промаркировать шубы участники рынка должны до 1 декабря 2016 года. В противном случае за оборот немаркированных изделий из натурального меха и нарушение порядка их маркировки последует административная и уголовная ответственность (КоАП РФ, статья 15.12, УК РФ, статья 171.1).

 Казалось бы, в результате изъятия с рынка нелегальных меховых изделий предложение в магазинах должно сократиться, а цены на шубы, наоборот, вырасти. Однако Роспотребнадзор уверяет в падении цен. Хотя отследить динамику ценообразования сложно, но в интернете магазины просто пестрят предложениями о скидках 50–70% на шубы из меха.Возможно, все дело в падении количества желающих покупать шубы. Еще в прошлом году производители и продавцы меховых изделий жаловались на падение спроса на 40–50%, что логично на фоне снижения реальных доходов россиян и сложной экономической ситуации в стране. Ведь шуба – явно не товар первой необходимости.

Однако текущее падение цен участники рынка не склонны связывать с падением спроса. «Ситуация отличается от прошлого года. По некоторым позициям можно видеть всплеск спроса и интереса у покупателей, не скажу, что в два раза, но несколько выше, чем в прошлом году, по некоторым – на уровне прошлого года», – говорит газете ВЗГЛЯД президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности (Союзлегпром), член правления РСПП РФ Андрей Разбродин.

Тогда в чем же причина столь необычного поведения продавцов шуб, которые обвалили цены в два раза, если верить Роспотребнадзору? Участники рынка видят лишь одно объяснение – продавцы пытаются избавиться от серой продукции, которая была ввезена в Россию незаконно.

«Если действительно есть информация о том, что цены упали, то это, скорее всего, связано с желанием продать товар, который не маркирован. Любой ценой его сбыть, чтобы выйти в деньги и не иметь его на руках во избежание дальнейших проблем. Промаркировать надо до 1 декабря. С этим может быть связано», – говорит Разбродин.

Владелец меховой фабрики «Каляев» Андрей Каляев видит аналогичную причину резкого падения цен на шубы. По его словам, цены на шубы упали еще в прошлом году из-за обвала цен на мех в пять раз. «Но это не было связано с чипированием. Это мировая тенденция. Стоимость шуб с чипами сейчас рыночная», – говорит Каляев.

«Однако незаконная торговля пока продолжается, правда, в меньшем размере, чем раньше. В торговых центрах уже все с чипами, но рынки пока торгуют», – говорит Каляев. «Систему маркировки приветствуем, надеемся, что контрабанду уберут с рынков», – говорит владелец меховой фабрики.

Предположения участников рынка косвенно подтверждает и свежая статистика. По данным Союзлегпрома, за три месяца действия системы маркировки на рынке было реализовано шуб на 10 млрд рублей. Почти столько же, сколько за весь 2015 год.

 Уже первые результаты введения обязательной маркировки сильно удивили, в том числе ФТС и ФНС. Как оказалось, информация государства об этом рынке была крайне далека от действительности. В ФТС считали, что меховой рынок оценивается всего в 310 тыс. меховых изделий: 240 тыс. было ввезено, 70 тыс. – произведено в России. Однако благодаря маркировке удалось понять реальный масштаб рынка. Уже к концу сентября было подано 5,6 млн заявок на маркировку меховых изделий. И заявки продолжили поступать до 20 октября, а с 1 декабря промаркировать остатки будет уже нельзя.Таким образом, каждый пятый продавец продавал нелегальную продукцию и не платил налоги. Минимум 20% от всех участников мехового рынка система побудила легализоваться, говорил недавно глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин.

ФНС выступила оператором проекта по маркировке шуб. На сайте службы был создан раздел о регистрации участников мехового рынка и получении товарных марок с «личным кабинетом». Процесс от регистрации в «личном кабинете» до получения марок занимает несколько дней.

В дальнейшем ФНС планирует связать систему маркировки шуб с системой контрольно-кассовой техники, которая передает данные в налоговую службу в режиме онлайн. Это позволит узнать, откуда пришел товар, заплачены ли по нему налоги и сборы. В перспективе ФНС планирует интегрировать проект маркировки шуб с системой возмещения налогов.

В 2017 году систему маркировки планируется распространить и на другие категории товаров, в частности на лекарственные препараты и древесину.

vz.ru

подготовил Виктор Лебедев

Оставить комментарий

Тема дня

В «Нью-Йорке» всё спокойно?

В Хакасии проходят прокурорские проверки объектов с массовым пребыванием людей. В первую очередь контролёры пришли в торгово-развлекательные центры.