Первый раз в первый класс

23 ноября 2017 г. в 12:31

Фото Ларисы Бакановой

Категория: Общество

— Для нас было полной неожиданностью, что нынешний выпускник педколледжа придёт к нам и сходу «возьмёт» первоклашек, — с гордостью за коллегу говорит учитель начальных классов абаканской школы № 7 Лидия Давыденко, — что уж там, даже с тревогой ждали… А оказалось — человек пришёл на своё место, такой умный, интеллигентный. Уже, кстати, давал открытый урок на республиканском уровне.

А стереотипы-то заржавели

Учитель-мужчина в привычных ожиданиях — физик, «информатик», ну там могучий физрук… А этот стройный, красивый, энергичный 20-летний парень впервые в своей жизни переступил порог первого класса «В», для азартного, а порою капризного народонаселения которого тоже всё впервые. И что здесь важно? Ну, конечно же, первый шаг, и его Юрий Маратович рассчитал точно: строгость и справедливость. Мужик сказал — мужик сделал. Школьная парта дисциплинирует, и у наших героев договор, «подписанный» двумя сторонами: дети слушаются, а взамен получают интересный урок, что само по себе награда.
— Есть выборный командир класса, — говорит Юрий Альпеисов, — меняем, особенно если человек провинился. У ребятишек рвение, мотивация — подольше быть командиром. Могу его и за учителя оставить: следить за дисциплиной, подобрать, что разбросали… Считаю, что с самого начала надо быть с первоклашками жёстким, а уж потом, скажем, после Нового года, можно и какое-то послабление дать.
Но к этому жёсткому и требовательному парню ребятишки липнут как мухи к варенью. Спрашиваю шёпотом: какой он, Юрий Маратович?
— До-о-брый! — кричат чуть ли не хором три десятка румяных малышей.
Нужны ли комментарии? Любит детей Юрий Маратович, а семилетние душеведы в самую суть глядят. И каждый урок юный строгий учитель начинает с рассказа или притчи. А вот хоть эта, предварившая урок об окружающем мире, в частности о домашних животных.
— Собрались как-то вместе три заскучавших ангела, — рассказывает учитель, — прикинули, чем бы им хотелось заняться. Пошли с этим делом к старшему ангелу. Тот открыл такое небесное окошко, а в нём игрушек! Всяких разных. Поиграли ангелы игрушками, да и принесли обратно. «Мы их вроде бы любим, — говорят, — эти игрушки, но всё-таки чего-то в них нет…» Тогда открыл старший ангел второе окошко, а там собаки, коровы, кошки… «Вы станете за ними с любовью ухаживать, — улыбнулся он, — и животные будут вас любить!»
Понятно, что когда сказано главное, то остальное уже — дело техники, то бишь методики, с которой всё в порядке. А если есть вопросы, Юрию с радостью помогают опытные коллеги. «У нас замечательный коллектив в школе!» — искренне говорит выпускник Абаканского педколледжа (где их, будущих учителей начальных классов, было в группе двое мужского пола и «… отличный педагог Наталья Леонидовна Чудаева»). Чтобы сердце ясно сказало о призвании — долой ржавые стереотипы и чужие мнения.

Гроссмейстер,

расставляющий фигуры на доске… будущего. Это не шутки и не амбиции Альпеисова, а вполне чёткое понимание: из своевольных и искренних (дай бог не потерять эти качества) первоклашек вырастут граждане будущего.
— Хочется след на земле оставить, — без пафоса, как о нормально решённом деле говорит Юра. — Ведь моральные устои, отношение к людям закладываются в самом раннем возрасте, когда разум ещё податлив. Конечно, много зависит от родителей, их примера (спасибо папам и мамам моих первоклашек), но и от учителей тоже. В начальной школе ещё можно заложить в их души что-то светлое. На самом деле я переживаю, что с миром произойдёт. Дети (увы, таких не так уж и мало) настораживают, у всех на слуху, что с ними происходит, включая террор, «группы смерти» и так далее. Ходим по лезвию бритвы. Сумасшедшая зависимость от смартфонов, порой вопиющее бескультурье.
— А каким было ваше детство, Юрий Маратович, ещё такое близкое?

И походы, и Жюль Верн, и время для души

— Я родился в селе Новотроицкое Идринского района Красноярского края. Такая вот мальчишья вольница: друзья, походы, рыбалка, время помечтать и подумать, почитать книги. Всякая новомодная техника у меня появилась довольно поздно, в этом были определённые минусы, но и явные плюсы. Уж не помню, по скольку раз читал «Трёх мушкетёров», «Робинзона Крузо»… Отец воспитывал меня по-мужски: тренировал, заставлял бегать. Мама же преподавала в школе музыку и изобразительное искусство. Всего хватало вживую, не виртуально. Может, поэтому мне сегодня ближе книги по педагогике (а куда без них!) учёных старой школы, можно сказать, советской… Как они учили детей, как мотивировали, в частности, чтобы ребята сами искали интересные им книги, не только программные. Впрочем, об этом можно рассуждать долго и предметно.
Юрий Маратович говорит, что детство своё вспоминает каждый день (тем более, оно было буквально вчера). «На уроках представляю, как я в таких ситуациях реагировал, что чувствовал, будучи школьником». Помогает. Когда учитель и на равных общается, и при этом его уважают. Юрию хочется (а ведь только третий месяц работает!) заразить своих искренних и непоседливых малышей мечтой о походах, о шалашиках, которые делаются своими руками, как и игрушки, рисунки, сотворённые с высунутым от азарта и усердия розовым язычком. Поделиться своим детством — это дорогого стоит.
А ведь нынче с сумасшедшей загруженностью детей уроками, олимпиадами, факультативами, секциями и так далее ребёнку некогда остаться наедине… со своей душой. Почувствовать радостно-грустную красоту осеннего утра, сидя где-нибудь на толстой ветке тополя, читать с фонариком под одеялом книжку Крапивина, рисовать приснившийся фрегат. Душа в нетронутой тиши растёт, в ясности несуетного мира, где руку твою лижет доверчивый щенок, а на кухне пахнет испечёнными вместе с мамой пирогами. Вот такая уходящая натура. И мне радостно было почувствовать в Юрии Маратовиче именно это.
Но и учителям нынче катастрофически не хватает времени для души. Проверить тетради, продумать интересный урок — это нормально. Но сколько ненужных бумаг и отчётности! Одних дневников по две штуки… Педагоги (включая вузы) стонут, но этот стон у нас песней зовётся, а бумаг и сайтов только прибывает. Но это к слову о душе…

О школьной романтике и взгляде в перспективу

— И всё-таки, Юрий Маратович, случилось что-то ещё в вашей жизни, что побудило стать учителем. Я не спрашиваю, а утверждаю.
— Да. Толчок к выбору профессии дали и прекрасные советские фильмы о школе. «Большая перемена», например. Я хочу поработать не только с младшими, но и со старшими школьниками. Там уже свой мир, который тоже нужно понять. А со своими первоклассниками я расставаться не намерен — будем и после начальной школы общаться.
— Интересен их мир в динамике?
— Мир ребятишек необычайно интересен, мне кажется, я понимаю, на что их нужно настраивать и что с ними станет.
Об этом и не только говорят и прекрасные фильмы, «Доживём до понедельника» к примеру, полные мыслей и ни с чем не сравнимой школьной романтики, сыгравшие не последнюю роль в судьбе нашего первопроходца. И призванием педагогику делает только любовь.

Татьяна ПОТАПОВА

Оставить комментарий

Тема дня

В «Нью-Йорке» всё спокойно?

В Хакасии проходят прокурорские проверки объектов с массовым пребыванием людей. В первую очередь контролёры пришли в торгово-развлекательные центры.