Чайник смотрит на картину, морща лоб

11 января 2018 г. в 11:02

Фото Ларисы Бакановой

Категория: Культура и спорт

В выставочном зале «Чылтыс» Абаканской картинной галереи имени Ф.Е. Пронских действует выставка «Великие классики ХХ века. Пабло Пикассо, Хуан Миро, Василий Кандинский».

— Предваряя ваши вопросы о подлинности, скажу: привезти живописные работы мастеров на данный момент не представляется возможным, на выставке представлены литографии. Работы, выполненные на литографском камне, специальными литографскими карандашами. С литографского камня делаются оттиски. В зависимости от качества станка, мастерства художника получается от нескольких оттисков до сотни. Они здесь и демонстрируются, — сказал директор картинной галереи Алексей Ватутин.
Он же добавил, что выставка стала возможна благодаря сотрудничеству с красноярской фирмой «Gallery Trade», у которой имеются права на экспонирование работ на территории России.
— Так или иначе, но авторы ко всем оттискам приложили руку, — отметил Алексей Юрьевич.
Уверен, для многих жителей Хакасии творчество абстракционистов — тёмный лес. Право, как понимать все эти пятна, линии, точки, когда есть вполне себе очевидные «Утро в сосновом лесу», «Боярыня Морозова» и прочие?
Но не всё так просто.
Слово берёт искусствовед Ирина Кидиекова. И очень подробно, доходчиво и интересно объясняет — что мы увидели, как это воспринимать и почему художники пришли к жизни такой.
Со слов Ирины Кононовны, во второй половине XIX века в изобразительном искусстве наметилась тенденция отхода от реалистичного показа действительности. Искусство устало от прежних форм. Импрессионист Клод Моне пытался дать изображение воздуха. Следовательно, зритель иначе стал воспринимать цвет, рисунок…
— На первый план вышли цвет, форма, линия, краска. А цвет к тому же становится актом творения. Окружающий мир менялся, менялось искусство, — под рассказ Ирины Кидиековой мы тихо бродим от картины к картине.
Действительно. Буйство красок и неправильных форм, ломаных или плавных линий у Миро, Кандинского…
— Василий Кандинский — один из пионеров абстракционизма, — просвещает Ирина Кононовна.
Попытаться почувствовать это направление в живописи можно на примере «Чёрного квадрата» Казимира Малевича. В нём — пустота и начало, с коих начинается видение мира. В аале Сафронов есть большой камень. Он порос мхом, но всё равно заметно изображение лабиринта.
— Это то же самое начало, тот же рисунок, что лежит в основе «Чёрного квадрата», — итожит искусствовед.
Возвращаемся к Кандинскому. Вглядываюсь — где-то я эти мотивы видел. А Кидиекова тем временем отмечает музыкальность его работ.
— В Большом театре Василий Кандинский слушал оперу Рихарда Вагнера «Лоэнгрин». Был потрясён. Это дало новый импульс для занятий цветом, колористикой…
Именно! Сколько обложек альбомов западных прогрессивных рок-групп выполнены в стилистике Кандинского. «Uriah Heep», «Procol Harum», «Eloy», «Yes», «Pink Floyd». И ведь это только классиков вспомнил и навскидку. Да и наши «Кино» и «Dolphin». Стоит взглянуть на обложки к «Группе крови» или «Андрею». Предполагаю, что истоки восходят именно к Кандинскому…
— Используя язык цвета и формы, он прежде всего изучал их внутреннюю силу, экспрессивность, качества.
При упоминании Пабло Пикассо следует делать серьёзную мину лица, многозначительно кивать и поддакивать. Даже если не особо смыслишь в искусстве.
— Пабло Пикассо — каталонец. Он очень увлекался фольклором своего народа.
А зрители рассматривают литографии «Быки и тореадоры», коих под таким названием очень много. Все они из цикла «Минотавромахия». Копнём глубже — цикл создан незадолго до войны. Так что художник своими работами пытался рассказать очень многое.
«На античную мифологию «накладывается» тема национального испанского зрелища боя быков, воплощающего народные представления о жизни и смерти, о постоянной борьбе человека с природой и о победе в этой борьбе человеческого духа и интеллекта над грубой звериной силой», — говорится в одном из исследований творчества художника.
Многие картины этого цикла очень трагичны. Даже зловещи. Там, где необузданная сила ломает и перетаптывает людей. Там, где добро не побеждает…
Не будучи художником или учёным, я действительно мало что понял на этой выставке. Но что-то своё надумал, не без этого.
Быть может, искусство для того и существует?

Сергей ВЛАСОВ

Оставить комментарий

Тема дня

С Новым годом!

Дорогие земляки и гости Республики Хакасия! От всей души поздравляем вас и ваших близких с Новым, 2018 годом и Рождеством!