Сияй, сияй, звезда оркестра

1 февраля 2018 г. в 10:49

Фото из архива Александра Колбасова

Категория: Культура и спорт

Вячеслав Геннадьевич Инкижеков, талантливый дирижёр и музыкант, сегодня, 1 февраля, празднует свой юбилей. Мы задали ему несколько вопросов о музыке, работе и планах на будущее.

Наша справка

  • Вячеслав Инкижеков является директором Хакасской республиканской филармонии имени В.Г. Чаптыкова с 2011 года. Будучи художественным руководителем симфонического оркестра, регулярно вводит в репертуар произведения местных композиторов. Вячеслав Геннадьевич является организатором и вдохновителем целого ряда грандиозных филармонических проектов — «Птицы родной земли», фестиваль «Музыка детских сердец», джазовый фестиваль, «Галерея звёзд», «Звёзды XXI века» и многие другие. 
  • Симфонический оркестр под управлением Вячеслава Инкижекова постоянно участвует в мероприятиях республиканского и всероссийского уровня: международном культурно-туристском форуме «Сибер Ил», праздновании Дня Победы, Дней славянской культуры и письменности, Дня России. 
  • За творческую и педагогическую деятельность Вячеслав Инкижеков имеет благодарности министра культуры Российской Федерации, главы Хакасии Виктора Зимина. В 2016 году Инкижеков награждён орденом «За заслуги перед Хакасией». В 2017-м стал лауреатом Государственной премии правительства Российской Федерации в области культуры.
     

— 50 лет — серьёзная дата, что это для вас — рубеж, начало нового этапа или просто цифры?
— Честно говоря, для меня это просто цифра. Нет ощущения рубежа или начала нового этапа. Жизнь, работа, творчество!

— Как вы познакомились с музыкой?
— В раннем детстве, года в три, очень любил слушать Сальваторе Адамо, это бельгийский шансонье. Мог подолгу стоять возле магнитофона и слушать от начала до конца 40-минутные кассеты-бобины, которые приносил отец. Знал, какая песня за какой идёт, даже танцевал. Родителей это очень умиляло. Думаю, это одна из причин, почему в шесть лет меня отдали на подготовительное отделение музыкального училища для дальнейшего поступления в музыкальную школу.

— Почему вы пошли стезёй дирижёра, ведь известно, что вы профессионально играете на скрипке?
— Действительно, со скрипкой связана почти вся моя жизнь. Так случилось, что я сразу заявил дома, что буду играть на скрипке, хотя в школе большинство учеников отдавали предпочтение фортепьяно. Я выбрал скрипку ещё до поступления в музыкальную школу, учась на подготовительном отделении в музучилище. Может быть, это связано с влиянием Леопольда Абрамовича Спивака (директор Абаканского музыкального училища. — Прим. ред.)…
Во время учёбы в аспирантуре Кыргызской государственной консерватории по специальности «Камерный ансамбль» я факультативно занимался дирижированием, мне это было интересно. Когда в 1999 году я вернулся в Абакан и стал работать в музыкальном училище, то уже здесь занялся работой с камерным оркестром.
В 2000-м Владимир Герасимович Чаптыков поручил мне организовать и возглавить профессиональный симфонический оркестр. Образование по специальности «Оперное и симфоническое дирижирование» я получил в Новосибирской государственной консерватории.

— Кто вдохновляет вас на поиск нового в творчестве и работе? Кто-то из дирижёров служит примером?
— В первую очередь я бы хотел назвать Арнольда Каца, дирижёра, основателя Новосибирского академического симфонического оркестра, который остаётся для меня примером служения культуре, образцом того, как должен работать дирижёр, как нужно выстраивать эту работу. Это он убедил меня серьёзно заниматься дирижированием и поступить в Новосибирскую консерваторию.
Также из современных — Владимир Федосеев, главный дирижёр Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского, Юрий Темирканов, главный дирижёр Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской государственной филармонии.

— Вы работали с такими исполнителями, как Хосе Каррерас, Дмитрий Хворостовский, Паата Бурчуладзе, Татьяна Павловская, и дирижёрами — Уинстоном Фогелем, Константином Орбеляном, Джулианом Галлантом и другими. Кто и чем больше всего впечатлил и удивил?
— Огромное удовольствие сотрудничать с большими музыкантами, несмотря на то, что это напряжённая работа. Общаясь с такими профессионалами, обогащаешься сам, приобретаешь новый опыт, запас знаний. И хотя это ответственность и большой труд, но это прекрасно.
Особенное впечатление, пожалуй, произвёл Хосе Каррерас — легендарная личность, большая знаменитость, но при этом открытый и добрый человек. Общение с ним — это одно из самых сильных впечатлений. Мы очень любим Татьяну Павловскую, она с первого раза поразила нас своим феноменальным пением. Артистка несколько лет подряд приезжает в Хакасию с выступлениями, стала замечательным другом не только для нашего оркестра, но и для всей республики.

— С кем из хакасских музыкантов и композиторов вам больше всего нравится сотрудничать?
— У нас очень хорошие отношения с замечательными хакасскими композиторами Татьяной Шалгиновой, Оксаной Алахтаевой. Я надеюсь, что наше большое и плодотворное сотрудничество будет продолжаться. Что авторы станут нас радовать новыми произведениями, а мы с оркестром с удовольствием будем исполнять их. На самом деле это очень важно — сотрудничать с местными композиторами, это способствует развитию национальной симфонической инструментальной музыки.

— Что для вас оркестр — друзья, коллеги, единомышленники?
— Конечно, музыканты оркестра, в первую очередь, это коллеги и единомышленники, занимающиеся любимым делом. Оркестр — очень сложный и интересный музыкальный коллектив, много индивидуальностей, каждый со своим миром, своим музыкальным виденьем. Нас объединяет общее дело, мы воспитываем музыкальную культуру, формируем у публики вкус, прививаем интерес к искусству. И когда мы вместе реализуем хорошие проекты, это настоящий праздник, потому что совместное исполнение величайших шедевров, написанных величайшими композиторами, приносит огромное удовольствие от встречи с прекрасным. Музыка даёт невероятно глубокий спектр эмоций.


— Во время концертов вы стоите спиной к зрителю, как чувствуете отклик аудитории?
— У нас очень тёплая, чуткая к нашему творчеству и благодарная публика. И это чувствуется и, конечно, отзывается в душе каждого музыканта. А мы со своей стороны стараемся радовать и баловать зрителя. И очень здорово, когда слушатели аплодируют вместе с музыкой, это создаёт ощущение сопричастности процессу.

— Что вы считаете главным к этому дню событием в творческой жизни? Какие планы на будущее?
— Наверное, первая серьёзная веха в моей творческой жизни — это то, что после получения профессионального музыкального образования я приехал работать в школу, которая меня вырастила. Для меня лично это знаковое событие. Второй важный момент — создание симфонического оркестра. Безусловно, из важного — приобретение хороших музыкальных инструментов для оркестра, реализация крупных проектов, таких, как хай-балет «Алтын кÖÖк» («Золотая кукушка»), опера «Чанар хус», международный фестиваль классической музыки.
Вспоминается 2011 год, когда наш коллектив практически в полном составе выехал на гастроли во французские Канны, где мы принимали активное участие в Фестивале российского искусства. За успешным выступлением во Франции последовали гастроли в рамках Дней культуры Хакасии в Томской области, затем — участие в культурно-туристском форуме «Сибер Ил», где мы выступаем со звёздами мировой оперной сцены.
Хороших проектов, которыми можно гордиться, очень много, а планов ещё больше. Многое нужно сделать, чтобы музыкальная инструментальная культура здесь, в Хакасии, получила достойное развитие. Думаю, что оркестр, который родился в 2000 году, будет иметь достойную историю. Я немного верю в этот символизм — рубеж тысячелетий. Как начало новой эры: в Хакасии появился свой симфонический оркестр, зажглась эта звезда, и хочется, чтобы она сияла очень долго.

Беседовала Юлия МИЗОНОВА

Оставить комментарий

Тема дня

В «Нью-Йорке» всё спокойно?

В Хакасии проходят прокурорские проверки объектов с массовым пребыванием людей. В первую очередь контролёры пришли в торгово-развлекательные центры.