В угоду современному зрителю

8 февраля 2018 г. в 12:42

Фото из личного архива Ивана Кошарного

Категория: Общество

На волне популярности фильма «Движение вверх» режиссёра Антона Мегердичева и мне захотелось вставить свои пять копеек.

Лента посвящена победе советской баскетбольной сборной на Олимпийских играх 1972 года в Мюнхене. В том легендарном финальном матче с американской сборной всё решилось в последние три секунды: длинный вброс Ивана Едешко, Александр Белов «отклеивается» от двух опекавших его соперников, забивает решающие два очка. О драматургии и уникальности матча навалом материалов в энциклопедиях и Интернете. Так что не считаю нужным пересказывать.
Лучше поговорим о фильме. Многие критики подвергают его чуть ли не обструкции. По очень многим пунктам недовольны родственники баскетболистов. Полярность мнений не помешала стать ленте самой кассовой за всю историю российского кинематографа. Проследить мнения также можно в прессе.
Мне удалось посмотреть этот фильм. Моё мнение: он сделан очень красиво. Картинка идеальная. Но лично мне показалось, что создан он уже по «обкатанной» системе. В центре сюжета — идеальный герой, который вроде знает, «как надо». В этом случае побеждать непобедимых американцев. В него не верят, его критикуют, но герой идёт своей дорогой. И побеждает. Ура, хэппи энд!
 

* * *

28 февраля прошлого года (в Нью-Йорке, правда, было ещё 27-е число). В огромном Медисон-сквер-гардене аншлаг. На матч баскетбольных «Нью-Йорк Никс» и «Торонто Рэпторс» набилось почти 20 тысяч зрителей. (Условные Усть-Абакан или Абаза в полном составе.) Под одной крышей. Среди зрителей — Иван Кошарный. Он родился, вырос, окончил школу в Черногорске. С третьего класса играл в баскетбол. Так что побывать на матче сильнейшей баскетбольной лиги мира — НБА — одна из осуществившихся грёз нашего земляка.
Иван не стал профессиональным баскетболистом. Но и на юношеском, и на студенческом уровне играл весьма достойно. Обучаясь в Томском политехническом университете, был капитаном второй сборной. А ещё отличительная его черта: он играл в баскетбол не только ради игры. Как у Бориса Пастернака: «Во всём мне хочется дойти до самой сути». Иван в эпоху не такого развитого Интернета прочёсывал энциклопедии, чтобы больше узнать об игре.
Именно поэтому я обратился к школьному товарищу. Его мнение о фильме мне было интересно выслушать.
— Перед просмотром перечитал статьи и отзывы, многие (особенно негативные) явно написаны дилетантами или людьми, критикующими просто потому, что фильм сделан в России. Но надо понимать: перед нами художественное произведение. Смешно требовать от него документальности, слепого следования реальным биографиям спортсменов. Естественно, некоторые моменты действительно переделаны в угоду художественной составляющей фильма. Он ведь рассчитан на широкого зрителя.
Как знаток игры Иван обратил внимание на то, что в фильме изобилуют данки (вид броска в баскетболе, при котором игрок выпрыгивает вверх и одной или двумя руками бросает мяч сквозь кольцо сверху вниз), пасы из-за спины, броски через ноги...
— В реальном баскетболе 1972 года этого и близко не было, — заверил Иван Кошарный. — Я тебе более скажу: до конца 70-х годов эти «приколюхи» в студенческом баскете были вообще запрещены. Но... Презентовать в 2017 году баскетбол 1970-х — глупо. Для современного зрителя он абсолютно несмотрибелен. И, как человек отдавший баскетболу 15 лет своей жизни, могу заявить, что выбор сделан правильно. И снято все очень качественно. Такого кино должно быть больше. О легендарных победах советского и российского спорта мы должны знать и помнить.
И добавил:
— Стыдно признаться, но я не знал, что в той сборной было двое Беловых: Александр и Сергей. Александр забил те решающие два очка. А в Томске ежегодно проводится турнир памяти Сергея Белова. Думал, что это один человек. Спасибо фильму, несущему помимо патриотической составляющей ещё и просветительскую!
…Да, рубрика «Крутой маршрут» просто обязывала расспросить школьного товарища о том, какие впечатления оставила реальная игра НБА.
— Медисон-сквер-гарден и НБА в целом — это другое измерение баскетбола, — сказал Иван. — Даже жена, которая его никогда не смотрела, спустя 15 минут была полностью вовлечена. Шоу в Штатах — это культ. А игра и шоу — единое целое.
Но при этом он отметил, что Нью-Йорк — город на любителя. Куча небоскрёбов, не хватает пространства. Не найти глазами горизонт. Плюс местами довольно грязный, и в нём много бомжей.
— Однако вечером всё смотрится круто из-за обилия огней, — подытожил Иван Кошарный.

Сергей ВЛАСОВ

Оставить комментарий

Тема дня

В «Нью-Йорке» всё спокойно?

В Хакасии проходят прокурорские проверки объектов с массовым пребыванием людей. В первую очередь контролёры пришли в торгово-развлекательные центры.