Довольно неожиданный отклик вызвала моя статья “Труба” понятна и близка, когда она уже своя”. Напомню, речь шла о посещении буровой вышки газового месторождения, расположенного в окрестностях села Новомихайловка Алтайского района. В общем-то репортаж как репортаж, однако на него откликнулся старейший нефтяник Хакасии Бронислав Кузнецов.
ЛИЧНОСТЬ во всех смыслах интересная, а в чем-то и легендарная. Уже после встречи с ним я прочитал в книге “Поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений в Красноярском крае” следующие строки:
“В 1954 году была начата проходка первой скважины на Ново-Михайловской площади, приобретшей впоследствии интересную, не закончившуюся и поныне историю выполнявшихся здесь нефтегазопоисковых работ... Для детального изучения структурного плана на площади в 1953 — 1954 годах было осуществлено структурно-колонковое бурение. Работа проводилась под руководством молодого геолога Б.А. Кузнецова. По построенной им структурной карте в 1954 — 1955 годах было заложено несколько глубоких поисковых скважин”.
И вот человек из книги вживую оказался передо мной, и, естественно, я не мог не оказать ему заслуженного внимания. Тем более что Бронислав Анатольевич выразил категорическое несогласие с теми цифрами, которые я привел в своей статье.
— Мне непонятно, — искренне удивлялся Кузнецов, — откуда взялись данные, что в недрах Новомихайловской площади “приблизительно находится от 30 до 100 миллионов кубов газа”. Это же абсурд! Причем абсурд в сторону приуменьшения природных богатств Хакасии. Сейчас прогнозные запасы этого газонефтяного месторождения оцениваются в... 38 МИЛЛИАРДОВ кубометров газа!
— Бронислав Анатольевич, но откуда такая уверенность?
— Я в Хакасии один из старейших нефтяников. Начал свою трудовую деятельность после окончания Пермского госуниверситета именно на этой Новомихайловской площади еще в 1953 году, работая старшим геологом треста “Минусиннефтегазоразведка”. Мной и была построена первая структурная карта данного поднятия.
В конце 1950-х — начале 1960-х годов на этой площади осуществлялось бурение глубоких скважин, в результате было выявлено газонефтяное месторождение. Прогнозные запасы газа уже тогда оценивались в 14,5 миллиарда кубометров. Подсчет нефти и конденсата не производился.
В связи с прекращением финансирования трест был ликвидирован, а коллектив нефтеразведчиков поехал осваивать более северные края. Наступил длительный перерыв в нефтепоисковых работах на территории Хакасии.
— А с чем было связано прекращение работ в Хакасии?
— Исключительно с Тюменью. Как только там нашли огромные газовые месторождения, все силы и оборудование, включая буровые вышки, бросили туда.
Поэтому история Новомихайловского месторождения возобновилась только в 1999 году, когда здесь были проведены дополнительные сейсморазведочные работы, и теперь площадь считается подготовленной к дальнейшему глубокому бурению. Прогнозные ресурсы газа при этом увеличились до 33 миллиардов кубометров газа.
В 2000 году в ОАО “Енисейнефтегаз” составили проектно-сметную документацию на бурение двух глубоких скважин. Была даже построена буровая вышка, но ввиду отсутствия финансирования бурение скважин не осуществилось. Также прекратили и незначительное финансирование научно-исследовательских и сейсмических работ.
Однако в 2006 году томская фирма ООО “Прогрес-С” приобрела лицензию на разведку и разработку Новомихайловского месторождения. Проведен определенный объем работ, скважина № 9 пробурена до глубины 2300 метров и обсажена обсадной колонной. В процессе работ выявили новый продуктивный газовый горизонт на глубине около 1500 метров с прогнозными ресурсами газа до пяти миллиардов кубометров. В 2008 году дальнейшие работы по бурению опять были прекращены из-за нехватки финансирования.
А вот сейчас, как я узнал из вашей газеты, история в который раз начата заново.
— Чем вы занимались, когда уехали от нас?
— О, где только не пришлось работать! После Новомихайловки был старшим геологом Борисоглебской, Минусинской, Канской, Ермаковской Семеновской, Нижне-Енисейской нефтеразведки. Получил право руководства буровзрывными работами. Долго работал в Красноярске, в том числе главным геологом партии проектно-сметных работ на строительство глубоких скважин в “Енисейнефтегазогеологии”.
Вернувшись в Хакасию в 1995 году, работал в ФГУ “Территориальный геологический фонд информации по Республике Хакасия”. В процессе работы освещал вопросы нефтяной тематики по Хакасии. Ранее мои воспоминания вошли в книги “Поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений в Красноярском крае”, “История развития геологических работ в центральной Сибири и ее минерально-сырьевая база”.
В 2006 году написал небольшую монографию “Перспективы нефтегазоносности Южно-Минусинской впадины”, где кратко осветил вопросы поисков нефти и газа в республике за 1952 — 2006 годы. А затем осветил и период 2006 — 2009 годов. Кстати, неоднократно публиковался на страницах газет “Хакасия” и “Абакан”.
— И как мы выглядим в этом смысле?
— А выглядим мы так, что руководству республики лучше не зевать. Сейчас моден СРП (союз распределения продукции): кто сколько вложит финансов в то или иное предприятие, столько и получит причитающихся ему процентов от реализации продукции.
Так что правительству Хакасии следует задуматься (уже давно пора) о региональных и даже федеральных источниках финансирования на разработку и эксплуатацию Новомихайловского нефтегазового месторождения. Не надо ждать, когда “труба” уйдет в Китай.
— А при чем здесь Китай?
— Когда еще я работал, два китайских бизнесмена встречались со мной. И сильно интересовались данным месторождением. Спрашивали: правда ли, что объемы газа велики, как их можно добыть и сколько это будет стоить?
— Выходит, китайцы у вас были, а с представителями ООО “Прогрес-С” вы общались?
— Был как-то их геолог, мы с ним вместе еще в Красноярске работали. Всю информацию я ему передал. В итоге они и расконсервировали Новомихайловскую скважину.
— Бронислав Анатольевич, последний вопрос, чисто из любопытства. Нефть в Хакасии есть?
— Есть. Я уже говорил, что из скважин в том числе шел и конденсат.
— А что это такое?
— Нечто среднее между газом и нефтью, явный признак последнего. Мы в свое время конденсат пускали на отопление и даже вездеходы пытались заправлять, кто-то умудрялся на огоньке от него и чайник кипятить. В общем, надо работать, и нефть у Хакасии тоже будет...
Вот такой неожиданный экскурс в прошлое случился по мотивам только одной публикации. Пообщаться с Брониславом Кузнецовым было интересно, тем более что взгляд, брошенный назад, позволил увидеть и край нашего будущего. Сегодня заслуженный ветеран и кавалер многих наград на заслуженном отдыхе. Но, как видим, от жизни не отстает, следит за событиями и дает полезные советы.
Юрий АБУМОВ
Оставить комментарий